Рассуждение, по слову преподобного Антония Великого, является главной христианской добродетелью. Без должного рассуждения любая другая добродетель может легко и незаметно преобразоваться в человеческой душе в прельщение формой, в обрядоверие...  Насколько нам не хватает рассуждения очень хорошо видно у Крещенской проруби.

 Чтобы благочестивый обычай не превратился в  суеверие, необходимо помнить, что погружение в иордань не очищает грехи, не соединяет с Церковью и не является заменой церковной жизни.

 

2

 

«Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме», — говорит священник Михаил Михайлов.

Об этом же предостерегает диакон Святослав Шевченко, пресс-секретарь Благовещенской епархии: «Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду — это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск — и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня».

 

Мария Сеньчукова.  "Православие и мир."

 

И ещё одно авторитетное мнение:

 

 

Протоиерей Максим Козлов: Если говорить об обычае погружаться на Крещение в прорубь, то я не отношусь к его фанатам
Купание в проруби не является обязательным в церковной традиции, отметил замглавы Учебного комитета РПЦ…

Прот. М. Козлов

Купание в проруби не является обязательным в церковной традиции России и требует предварительной консультации у врача, заявил в среду во время онлайн-конференции РИА Новости заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

"Если же говорить о сопровождающем ныне праздник Крещения обычае погружаться в прорубь, то я не отношусь к его фанатам. Он не является чем-то обязательным в церковной традиции. И если не окунаться в прорубь, ничего от человека не убудет, прямо скажем", — сообщил он.

Отец Максим также добавил, что людям, которые раньше не закалялись и имеют проблемы со здоровье, нужно предварительно проконсультироваться у врача. "Мало ли, какие у вас недуги. Поэтому стоит сходить к доктору, а во-вторых, пойти в ближайший храм и посоветоваться о том, стоит ли совершать такое купание", — добавил он.

Кроме того, по мнению протоиерея Максима Козлова, не стоит заставлять окунаться в прорубь детей, если они сами того не хотят, и сначала посоветоваться с врачом, если всё-таки ребёнок решился совершить обряд. "Скорее всего, должно быть так, чтобы ребёнок зажёгся этим желанием, достигнув какого-то отроческого возраста. И тогда это останется ярким впечатлением детства на всю жизнь", — сказал священнослужитель.

"Нельзя из церковной практики взять какой-то кусочек и попользоваться им с пользой для себя автономно от всего остального. Тогда это все же получится просто физкультурно-оздоровительная процедура. Если желаете совершить это погружение именно в церковном его понимании, то, конечно, сначала на богослужение, а потом с молитвой – на погружение, именно с молитвой", – подчеркнул отец Максим.

При этом он посоветовал погружающимся что-то на себя надевать, "потому что погружение в иордань – это все же не сатурналии и не какой-то праздник наготы посреди зимы". "Поэтому, пожалуйста, не нужно устраивать из этого демонстрации собственных прелестей или, наоборот, уже возрастных изъянов. Но и в шубе не стоит погружаться", – добавил священнослужитель.

Отец Максим особо подчеркнул, что в праздник Крещения вода освящается далеко не в каждом водоеме, и крещенскую воду лучше брать именно в храме, а не где-то ещё, сообщает «Интерфакс-Религия».

«В большинстве не только московских, но и в любом городе находящихся храмов вода для освящения в праздник Крещения берётся именно из водопровода, а не завозится из Иордана спецрейсами. Так что освящение воды – это не процесс изменения ее биохимического состава, речь идёт о духовном составляющей", – пояснил священник.

Если же, по его словам, речь идёт о том, что "можно ли налить дома ванну с 18-го на 19-е, и считать, что это та же вода, освящаемая в церкви, то это не так". "Потому что воспринимается как освящённое в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царём Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды", – сказал отец Максим.

Он также напомнил, что вода раздается в храмах бесплатно, а во-вторых, допускает разбавление, от концентрации её свойства не зависят, поэтому достаточно набрать в храме маленькую бутылочку.

Русская линия.

 

По вере нашей да будет нам! Для того, кто вместе с Церковью молится об освящении всего водного естества, как об этом говорится в чине Великого освящения воды, всякий естественный источник становится источником Божиего дара и благодати, а не магии и не "здорового образа жизни".

Только труд молитвенный и сопричастность жизни Церкви освящают по-настоящему сердце человека через последование Христу и Его Завету, через Таинства и через Великую агиасму - щедрый Божий дар  Божиим детям в дни одного из главных христианских праздников.

 

Редакция сайта приглашает к разговору на эту тему в разделе "Гостевая книга".

По вере нашей да будет нам! Для того, кто вместе с Церковью молится об освящении всего водного естества, как об этом говорится в чине Великого освящения воды, всякий естественный источник становится источником Божиего дара и благодати, а не магии и не