Выставки и экспозиции
Часы работы музея:
1 января - единственный выходной день в году, экспозиции музея закрыты для посещения.
C 1 мая по 30 сентября - с 9.00 до 17.30 часов
C 1 октября по 30 апреля - с 10.00 до 17.00 часов
Без выходных
Вход на территорию музея в указанное время ПО БИЛЕТАМ! Порядок приёма организованных групп регламентируется паломническим отделом:
+7 (4942) 31-25-89
(Уважаемые гости, весь комплекс зданий Ипатьевского монастыря существует благодаря вашим пожертвованиям! Входные билеты — это ваши пожертвования на содержание и реставрацию уникального архитектурного наследия).
История музея на территории Ипатьевского монастыря
История музея на территории Ипатьевского монастыря начинается ещё в XIX веке.
В 1830-е годы в комнатах второго этажа или «Дворца Михаила Романова» были размещены 24 портрета представителей императорской фамилии «писанные живописцем Беннером, гравированные и печатанные в Париже».
С 1863 по 1912 годы Ипатьевская обитель принимала многочисленных посетителей в Музее Дома Романовых в «Царских чертогах» (Палатах бояр Романовых). Музей напрямую финансировался из государственных средств. В его экспозиции были представлены предметы, связанные с пребыванием в Ипатьевском монастыре царствующих особ, в том числе, реликвии основателя романовской династии – серебряный ковш и посох, присланные в обитель императором Николаем I.
В 1912 году, в связи с приближавшимся 300-летием царствования Дома Романовых, было создано Костромское Церковно-Историческое общество. В Ипатьевском монастыре открылось Древнехранилище, основу которого составили святыни Ипатьевской ризницы – удивительные по своей исторической и художественной значимости памятники искусства. Кроме того, благодаря просвещенному содействию Высокопреосвященнейшего Тихона, в Древнехранилище из костромских храмов и монастырей были привезены старинные иконы, богослужебные предметы, памятники древнерусского шитья, письменности, – большая коллекция памятников церковной старины.
В 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви, как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища). Это пример возрождающегося «живого музея», о котором, в свое время, писали отец Павел Флоренский и профессор Покровский.
В наше неспокойное время, характерное нравственными и духовными потерями, поисками и обретениями, ЦИАМ, действующий под эгидой церкви, с экспозициями и выставками духовно-исторического содержания, является культурным, духовным центром не только для Костромы и Костромского края, но и всего российского Отечества.
Впервые в России Государство доверило ЦИАМ, зарекомендовавшему себя, как серьезное религиозное культурно-просветительское учреждение, более трех тысяч уникальных экспонатов, являющихся частью Государственного музейного фонда.
Основу этой коллекции составляют святыни Ипатьевского монастыря – вклады царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения.
ЦИАМ является музеем в полном смысле этого слова, занимаясь хранением, исследованием, экспозиционной и образовательной работой.
Одной из основных задач ЦИАМ является изучение церковно-религиозной жизни Костромской епархии в её прошлом и настоящем, исследование, собирание и сохранение памятников местной церковной древности и истории. ЦИАМ хранит музейные предметы, поступившие в результате вкладов, дарений и пожертвований от добровольных вкладчиков, даже целых учреждений, организаций.
В состав музейного фонда ЦИАМ входят предметы –
памятники церковной древности, а также их копии, в том числе:
Фондохранилища и экспозиционные помещения ЦИАМ обеспечены новейшими системами технических средств охраны и автоматической пожарной сигнализации. Музейные предметы хранятся в новом, качественном, удобном в эксплуатации современном фондовом и экспозиционном оборудовании, выполненном по специальному заказу.
Важным направлением работы ЦИАМ является сохранение памятников церковной древности и истории. Кроме масштабных реставрационных работ архитектурных памятников ансамбля Ипатьевского монастыря, проводится реставрация произведений иконописного искусства. В этом вопросе большую помощь Церковному музею оказывает Костромской филиал ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
Работы по исследованию, научному комплектованию, учету и хранению музейных коллекций и музейных предметов осуществляют научные сотрудники ЦИАМ.
Церковный историко-археологический музей активный участник Научных конференций и чтений. Москва и Ярославль, Кострома и Калуга, Санкт-Петербург и Загорск – такова география участия сотрудников ЦИАМ в Межрегиональных и Международных научно-практических форумах.
ЦИАМ сотрудничает с ведущими российскими музеями – Государственным Историческим музеем, Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Церковный музей активно участвует в культурной жизни страны, в выставках в нашей стране и за рубежом.
Выставки:
В ноябре 2004 года к празднованию 260-летия Костромской епархии ЦИАМ совместно с Государственным Историческим музеем и Оружейной палатой музея-заповедника «Московский Кремль» организовал выставку «Искусство костромских ювелиров XVI-XVIII вв.», на которой были представлены уникальные экспонаты: иллюстрированное Галичское Евангелие 1357 года с многочисленными красочными заставками и инициалами; серебряный позолоченный восьмиконечный напрестольный Крест 1627 года, сделанный при архимандрите Ипатьевского монастыря Пафнутии; часть киота от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери работы костромского серебряника XVIII века Григория Раткова и многие другие.
С 10 октября 2005 г. по 22 января 2006 г. ЦИАМ принимал участие в фестивале «Европалия – Россия – 2005», который проходил в Бельгии. В брюссельском Дворце изящных искусств (Palais des Beaux-Arts de Bruxelles) было выставлено 14 музейных шедевров ЦИАМ: икона «Святитель Николай Великорецкий, с житием» (в серебряном окладе) (Москва, середина XVI века); икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием» (в серебряном окладе) (Москва, вторая половина XVI века); икона. «Богоматерь Умиление (в киоте и окладе) (Москва, XV - середина XVII вв.); плащаница «Положение во гроб» (Москва, конец XVI века); икона Гурия Никитина (?) «Богоматерь Феодоровская, со сказанием» (Кострома, 1680-е годы) и другие.
1-4 ноября 2006 года ЦИАМ участвовал в первой Церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь – ко Дню народного единства» под девизом «Творите добро!», которая прошла в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» г. Москвы.
В рамках форума в Москву из кафедрального Богоявленского собора Костромской епархии будет принесен чудотворный образ Феодоровской Божией Матери. Пред этой главной святыней Костромской земли в стенах Ипатьевского монастыря в марте 1613 года произошло призвание на царство Михаила Федоровича Романова. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго «Судьбы Отечества неотделимы от истории Церкви и ее святынь. Весь путь, пройденный Костромой за ушедшие века, связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворной иконы Божией Матери духовно укрепляло многие поколения Боголюбивых костромичей; преклоняя свои колена и сердца перед образом Той, посредством Которой «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), наши предки обретали силы на труд и на ратный подвиг. Милостью Божией эта всероссийская святыня в скорбную годину «огненного искушения» (I Пе. 4, 12) XX столетия сохранилась от поругания; и ныне мы вновь, как и в прежние времена, совершаем перед ней молитвенное пение».
ЦИАМ представил на выставку десять уникальных экспонатов, история которых связана с призванием Михаила Романова на русский престол в Ипатьевском монастыре, его паломническим визитом в костромской Макариевский Унженский монастырь в 1619 году, и покровительством монастырям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича: Казанскую икону Божией Матери (в киоте-кузове) (Москва. XVII век) и пелену двустороннюю «Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. Троица Ветхозаветная» - вклады царя Михаила Федоровича и его матери – старицы Марфы (Ксении Ивановны Романовой) в Макариевский Унженский монастырь; фонарь выносной, принесенный в Ипатьевский монастырь Московским посольством Земского собора 14 марта 1613 года; икону «Корсунской Божией Матери» (Москва, вторая половина XVII века) – вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь.
За участие в Церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь – к Дню народного единства» ЦИАМ был награжден Благодарственной Грамотой
27 марта 2007 года, в день празднования чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, на территории Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря ЦИАМ совместно с Фондом «400-летия Дома Романовых» открыл выставку «История Российского государства в памятниках Костромы», посвященную истории создания, разрушения и восстановления памятника царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, памятника истории государства Российского и подвига народного героя во славу Отечества.
На выставке представлено около 40 предметов – копии фотографий видов Сусанинской площади в период с начала XX столетия по настоящее время, копии фотографий памятника 300-летию царствования Дома Романовых (архитектор Адамсон), подлинные эскизы реконструкции и макет памятника В.И. Демут-Малиновского, образцы скульптур для памятника, картина «Быль» самодеятельного художника К.А. Понаморева – очевидца взрыва в 1933 году Костромского кафедрального Успенского собора, репродукции картин и графических листов с изображением портретов царя М.Ф. Романова.
Выставка была представлена Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центром Национальной Славы совместно с Марфо-Мариинской обителью милосердия. Она рассказывает о жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, которую в народе называли Великой Матушкой, основательницы Московской Марфо-Мариинской обители милосердия. На выставке были представлены архивные фотографии разных периодов жизни Елизаветы Федоровны; письма и открытки, написанные рукой Елизаветы Федоровны; телеграммы и обращения, написанные от имени организации, находившейся под покровительством Великой Княгини; фотографии, отражающие современную жизнь Марфо-Мариинской обители милосердия.
в Музее зарубежного искусства Латвии города Риги ЦИАМ совместно с КГИАХМЗ (июль – декабрь 2008 г.). В составе 28 произведений представленной выставочной коллекции из музейного собрания ЦИАМ можно выделить образ «Богоматери Одигитрия» XVI в.; высокий уровень исполнения икон «Собор Пресвятой Богородицы» сер. XVII в. и «Жены-мироносицы у гроба Господня» нач. XVIII в.; икону «Рождество Христово» 1687 г., по стилю письма относящуюся к работам мастеров круга прославленного костромского иконописца и изографа Гурия Никитина.
«Наш Афон» осуществленный с 5 по 25 февраля 2009 года, по предложению губернатора Костромской области И.Н. Слюняева. Фотовыставка известного греческого фотохудожника Костоса Асимиса рассказывала о православных монастырях Святой горы Афон, в основном о русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. Она включала работы самого автора – 60 цветных фото и 20 черно-белых, сделанных с дагерротипов конца XIX-начала XX вв. На них запечатлены как моменты повседневной жизни русского Афона того времени, так и важнейшие события из современной истории монастыря. Костромичи и гости нашего города смогли познакомиться с произведениями Костаса Асимиса после прошедшей в Москве международной выставки православного искусства «Свет миру».
Церковный историко-археологический музей участвовал в двух зарубежных выставках «Русская икона XV – XX веков» в Словакии и Хорватии общим сроком с 05 марта по 30 августа 2010 года. В Словакии выставка проходила в Словацкой национальной галерее города Братислава, в Хорватской республике – в галерее «The Klovicevi Dvori Gallery» города Загреба. По отзывам словацких и хорватских сотрудников музеев, выставка костромских святынь вызвала большое внимание и интерес посетителей. Обе выставки посетили большое число любителей русского искусства не только из этих стран, но и соседних европейских государств. Были отмечены высокая художественная и духовная ценность произведений иконописи, а также наличие аннотаций с подробной исторической информацией.
Выставка была открыта 24 мая 2013 года и работала до 13 января 2014 года.
Выставка посвящена 400-летию преодоления Смуты и укрепления российской государственности, к 400-летию Дома Романовых. В подготовке выставочного проекта принимали участие Церковный историко-археологический музей Костромской епархии, Комитет по делам архивов Костромской области и Государственный архив Костромской области.
В экспозиции представлены произведения церковного искусства из Церковного историко-археологического музея Костромской епархии и копии документов конца XVI – XVII веков, хранящиеся в фондах Российского государственного архива древних актов, архивах Костромской, Нижегородской, Ярославской областей.
18 октября 2013 года в Церковном историко-археологическом музее КЕ РПЦ (ЦИАМ) состоялось открытие юбилейной выставки «Царь приехал…», посвященной 100-летию путешествия Царской семьи по городах Приволжья, 100-летию пребывания последнего Российского императора Николая II в Костроме.
В выставочном проекте, кроме Костромского Церковного музея, приняли участие музейщики и архивисты, многие творческие коллективы и, прежде всего Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Российский государственный архив кинофотодокументов г. Красногорска; Государственные архивы Ярославской и Костромской областей; музеи Владимирской и Ярославской земель.
Выставка завершила работу в декабре 2013 года.
Выставка открылась в мае 2015 года, работает до настоящего времени. Новая выставка в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии в Ипатьевском монастыре посвящена творчеству прославленного костромского иконописца и изографа Гурия Никитина Кинешемцева. Выставка называется «Художник Божией милостью».
В 2015 году исполняется 330 лет со времени окончания росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным.
Выставка открылась в октябре 2016 года, работает до настоящего времени.
Выставка в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии в Ипатьевском монастыре рассказывает о костромских святынях – храмах, монастырях, чудотворных и чтимых иконах, духовных реликвиях, утрата которых произошла в годы красного антирелигиозного террора, за годы советской власти.
Выставка открылась в июле 2018 года, работает до настоящего времени.
Выставка посвящена 100-летию одного из самых скорбных событий в истории нашего Отечества – мученической гибели последнего Российского Императора Николая Александровича и его Семьи, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, как Царственных Страстотерпцев в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.