В Церкви нас, мирян, постоянно предостерегают, чтобы не увлекались чтением аскетической монашеской литературы. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»?

О преподобном Иоанне, вошедшем в историю Церкви как автор шедевра духовной литературы — книги под названием «Лествица», документальных сведений почти нет. По преданию, родился он около 570 года в Константинополе, в 16 лет перебрался в Египет, пришел в Синайский монастырь к старцу Мартирию, через четыре года принял постриг и 19 лет жил в строгом послушании своему духовному отцу, а после его смерти ушел в пустыню и 40 лет прожил там отшельником в посте и молитве. А на закате жизни, в 75 лет, Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Оказалось, меньше, чем на четыре года.

Но именно в эти годы по просьбе игумена Раифского монастыря он написал свою знаменитую «Лествицу» — руководство по восхождению к духовному совершенству, вобравшее в себя и аскетические традиции египетских монастырей, и собственный опыт и размышления о нем автора.

 

Икона преподобного Иоанна Лествичника

С IX века Иоанна Лествичника начали почитать в Византийской Церкви как преподобного, и «Лествицу» церковным уставом было определено в Великий пост читать во время богослужений в храме, а в четвертое воскресенье совершать память ее автора.

Тридцать ступеней «Лествицы» — это тридцать бесед о восхождении человека «из силы в силу» к совершенству, которого можно достигнуть лишь постепенно — по слову Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Первые 23 «ступени» посвящены грехам, остальные 7 — добродетелям.

Но начинается все с главы о бегстве из мира. То есть сразу определяется: это чтение в первую очередь для монахов. А о морянах там же, на первой «ступени», лишь мельком говорится, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от Церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они уже недалеки от Царствия Небесного.

И все-таки прочесть ее — хотя бы раз в жизни — стоит. Она многое ставит на свои места и дает точную оценку тем блестящим фальшивкам, которые мы зачастую склонны считать добродетелями. Хотя бы тому же усердному «подвижничеству» в миру, которое, по словам Иоанна Лествичника, чаще всего питается тщеславием. То есть дело даже не в том, что мы много грешим, а в том, что грехом отравлены даже лучшие наши порывы.

А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли («прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть»). И объясняет, что есть «еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть». Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные — гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость.

По сути, мы со своей мирской точки зрения вполне можем увидеть в авторе наблюдательного, умного и проницательного психолога, описывающего типы людей, их внутренние состояния, склонности, пристрастия, ошибки, уловки самообмана и трудности самообуздания. Только, в отличие от светского психолога, главной целью земной жизни человека он считает воскресение души — даже прежде общего воскресения — и достижение жизни вечной. А главными причинами гибели людей во времени видит страсти сластолюбия, сребролюбия и тщеславия.

И что с этим всем делать? Можно, конечно, заткнув уши и закрыв глаза, бежать от мира. Но соблазн-то не отстанет, он давно отравил своей ядовитой сладостью память и сердце. И тут Иоанн Лествичник дает неожиданный совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством (…) ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем». Выходит, если на вас нежданно ни за что, ни про что «наехал» начальник — это просто горькое, но спасительное лекарство: благодаря ему греховные мечты уступят в душе место горькой обиде (которая скоро пройдет), и так Бог отведет вас от пропасти, на краю которой вы, возможно, уже стояли. Только для того, чтобы так взглянуть на подобную ситуацию, уже стоит прочесть «Лествицу».

Эта книга — не Типикон, там нет правил и инструкций. Но там есть куда более важные вещи, которые мы обычно просто не видим. И чтение ее исцеляет от этой слепоты.

Источник материала: https://foma.ru/neozhidannyj-sovet-iz-lestvicy-tolko-radi-nego-uzhe-stoit-prochest-jetu-knigu.html