Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1238 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

В ХХ веке была высказана гипотеза, что в описываемое время Феодоровская икона Богоматери стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и что именно этим образом Царицы Небесной великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной.

Чудесное явление Феодоровской иконы Богоматери в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по старому стилю), многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Царицы Небесной на руках. Как повествует составленное в XVII веке «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери», в воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни, на городской окраине. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, по которому впоследствии и стала именоваться Феодоровской.

В память о явлении чудотворной Феодоровской иконы Богоматери было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов пред ликом чудотворной Феодоровской иконы Богоматери принял избрание его земским собором на престол государства Российского. Прибывшее в Кострому посольство собора, представлявшее все сословия земли Русской, много часов просило Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; но согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться пред волей Божией. Тогда, как повествует очевидец, «благовeрная государыня инока Марфа Ивановна многи слезы пред образом Пречистые излия, и вземлет благороднаго сына своего, благовeрнаго и благочестиваго великого государя Михаила Феодоровича, пред всeми со слезами рече: “Се Тебe, о Богомати, Пресвятая Богородице, и в Твои пречистeи руцe, Владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезная, и всему православному христианству”». Со времени этого события, явившегося началом преодоления великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного Дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14 марта по старому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель Дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году в ходе общегосударственного празднования 300-летия Дома Романовых Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его семья.

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня (хотя с 1922 по 1944 год и пребывала у раскольников-обновленцев). Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви.

Местом нахождения чудотворного образа с XIII века по 1929 год был Успенский собор Костромского кремля; после построения в кремле и освящения в 1790 году Богоявленского собора икону стали в холодное время года перемещать из Успенского собора в Богоявленский. После окончательного закрытия кремлевских соборов (с 1922 года принадлежавших обновленцам) икону перенесли в новый обновленческий «кафедральный собор» – Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе в Костроме. Ликвидация обновленчества на Костромской земле привела к возвращению святыни в православный храм: в 1944 году ее перенесли в Иоанно-Златоустовский кафедральный собор. С 1964 года, когда так называемые «хрущевские» гонения на Церковь чуть было не привели к закрытию Иоанно-Златоустовского храма, Феодоровская икона находилась в новом кафедральном храме Костромы – Воскресенском соборе на Нижней Дебре. В 1991–2023 годах чудотворный образ хранился в возрожденном Богоявленско-Анастасиином (прежнем кафедральном) соборе Костромы. 5 ноября 2023 года состоялось перенесение чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы в воссозданный Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля, на место ее исторического пребывания.

Источник материала: https://kostromamitropolia.ru/feodorovskaya/